среда, 1 ноября 2017 г.

Сенсорное развитие. Тактильная память

  Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, вкусе при помощи органов чувств: глаз (зрение) ушей (слух) носа (обоняние) кожи (осязание) языка (вкус). 
  Предмет необходимо потрогать, взять в рот, понюхать, рассмотреть. совершая эти действия, дети узнают теплый он или холодный; твердый или мягкий; мокрый или сухой; сладкий или горький и т. д.
  Значение сенсорного  развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
  Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
  В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
  Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Игры для развития тактильного восприятия

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве, когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко всему, что видят.
  • Во-первых, запоминаются ощущения боли, например, от прикосновения к горячему;
  • Во-вторых, как показывают исследования, такие ребята лучше учатся в школе. Если у ребенка хорошо развит такой вид памяти, то быстрее и лучше будет речь, воображение, координация.
  • Развивать тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для развития кинестетики. 
Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. 

Врачи и психологи в своей деятельности используют различные методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики.

Упражнение «дощечки». Суть упражнения в следующем: взрослые подбирают 10 дощечек, на которые наклеивают разные предметы – бумагу, ткань, стружки и т.п. Каждую из этих дощечек пронумеровывают. Дощечки раскладываются в соответствии с номерами и ребенок должен назвать предметы, наклеенные на дощечки. Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к дощечке предмет.
Упражнение «угадай». В данном случае, нужно подобрать несколько предметов, отличающихся друг от друга по своей текстуре, составу и строению-шершавые, ворсистые, пушистые и тп. Расскажите сначала сами об этом предмете, о своих ощущениях, а затем попросите ребенка сделать то же самое.
Упражнение «догадайся». Это упражнение делается в группе детей старшего садовского возраста либо в начальных классах. Детям раздают карточки, на которых написаны названия разных предметов, например, дверь деревянная, мокрый стол, пластиковая ручка. Далее они должны рассказать остальным о своих ощущениях, не озвучивая название предмета. Все остальные угадывают.
Упражнение «собери фигуру». Раздаются несколько геометрических фигур разделенных на части: круг, треугольник, квадрат. Задача-собрать фигуры правильно. После этого они снова ломаются и их нужно восстановить, но теперь уже с закрытыми глазами.
Упражнение «нарисуй меня». Дети должны закрыв глаза ощупать предмет, а затем нарисовать его по памяти.
Упражнение «найди меня». Делается в группе. Детям завязывают глаза и дает предмет для ощупывания. После чего, их задача найти ребенка с аналогичным предметом.
Самое простейшее упражнение, которое можно делать в любое время и в любом месте. Закрывайте глаза ребенку и вкладывайте по очереди ему в руки разные предметы. Он должен их назвать.
 Именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.
  В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4 раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и чтобы он стал успешным – 12 раз.
  Телесные ощущения запоминаются на всю жизнь – это дает человеку и много лет спустя уверенность в том, что его любят, что он нужен и, как следствие, формируется уверенная в себе личность. 
Еще почитать
развитие тактильного восприятия

Много заданий по развитию 5 органов чувств в одной из моих любимейших групп вк  #tematerials_5senses

Варианты тактильных дощечек с Pinterest

Комментариев нет:

Отправить комментарий