Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, запахе, вкусе при помощи органов чувств: глаз
(зрение) ушей (слух) носа (обоняние) кожи (осязание) языка (вкус).
Предмет
необходимо потрогать, взять в рот, понюхать, рассмотреть. совершая эти
действия, дети узнают теплый он или холодный; твердый или мягкий; мокрый или
сухой; сладкий или горький и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной
мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими
психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед
детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет
освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.
Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая
система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные
игры и упражнения. Игры для развития
тактильного восприятия
Огромное значение для развития ребенка с самого маленького
возраста имеют тактильные ощущения. Попытки ухватить погремушку, дотронуться
губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие,
естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не
главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.
Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука
ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения
позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию
окружающей его природы.
Наибольшее значения осязательная память имеет в детстве,
когда начинает развиваться тонкая моторика и малыши стремятся прикасаться ко
всему, что видят.
- Во-первых,
запоминаются ощущения боли, например, от прикосновения к горячему;
- Во-вторых,
как показывают исследования, такие ребята лучше учатся в школе. Если у
ребенка хорошо развит такой вид памяти, то быстрее и лучше будет речь,
воображение, координация.
- Развивать
тактильную память у ребенка необходимо с первых месяцев, когда малыш
делает первые прикосновения и затем усложняя упражнения и задания. Зачем
именно в этот период – чтобы не упустить время заложенное природой для
развития кинестетики.
Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может
сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть
наиболее успешно упорядочить мышление.
Врачи и психологи в своей деятельности используют различные
методики, игры и упражнения с целью развития тонкой моторики.
Упражнение «дощечки». Суть упражнения в следующем: взрослые
подбирают 10 дощечек, на которые наклеивают разные предметы – бумагу, ткань,
стружки и т.п. Каждую из этих дощечек пронумеровывают. Дощечки раскладываются в
соответствии с номерами и ребенок должен назвать предметы, наклеенные на
дощечки. Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и
дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к дощечке предмет.
Упражнение «угадай». В данном случае, нужно подобрать несколько
предметов, отличающихся друг от друга по своей текстуре, составу и
строению-шершавые, ворсистые, пушистые и тп. Расскажите сначала сами об этом
предмете, о своих ощущениях, а затем попросите ребенка сделать то же самое.
Упражнение «догадайся». Это упражнение делается в группе детей
старшего садовского возраста либо в начальных классах. Детям раздают карточки,
на которых написаны названия разных предметов, например, дверь деревянная,
мокрый стол, пластиковая ручка. Далее они должны рассказать остальным о своих
ощущениях, не озвучивая название предмета. Все остальные угадывают.
Упражнение «собери фигуру». Раздаются несколько геометрических
фигур разделенных на части: круг, треугольник, квадрат. Задача-собрать фигуры
правильно. После этого они снова ломаются и их нужно восстановить, но теперь
уже с закрытыми глазами.
Упражнение «нарисуй меня». Дети должны закрыв глаза ощупать
предмет, а затем нарисовать его по памяти.
Упражнение «найди меня». Делается в группе. Детям завязывают
глаза и дает предмет для ощупывания. После чего, их задача найти ребенка с
аналогичным предметом.
Самое простейшее упражнение, которое можно делать в любое время
и в любом месте. Закрывайте глаза ребенку и вкладывайте по очереди ему в руки
разные предметы. Он должен их назвать.
Именно через прикосновения и объятия развивается
эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.
В психологии считается, что обнимать ребенка нужно не менее 4
раз в день, чтобы он просто выжил, чтобы ему было комфортно – не менее 8 раз и
чтобы он стал успешным – 12 раз.
Телесные ощущения запоминаются на всю
жизнь – это дает человеку и много лет спустя уверенность в том, что его любят,
что он нужен и, как следствие, формируется уверенная
в себе личность.
Еще почитать
развитие
тактильного восприятия
Много заданий по развитию 5 органов чувств в одной из моих любимейших групп вк #tematerials_5senses
Варианты тактильных дощечек с Pinterest
Много заданий по развитию 5 органов чувств в одной из моих любимейших групп вк #tematerials_5senses
Варианты тактильных дощечек с Pinterest
Комментариев нет:
Отправить комментарий